• Приглашаем посетить наш сайт
    Добролюбов (dobrolyubov.lit-info.ru)
  • Ушки в мешке (рассказ городского школьника).

    УШКИ В МЕШКЕ

    (рассказ городского школьника)

    Терпеть не могу неправильных рассказчиков! Вроде Веньки Овечкина. Не поймешь у него, то ли он правду рассказывает, то ли сказку. Да еще с середки начнет или с конца, — весь рассказ у него кверх тормашками и получается.

    Вчера сидим мы с ним на крылечке, — перевариваем. Отец велит два часа после обеда ни в футбол не играть, ни купаться. Беседуем.

    Вдруг Венька толк меня в бок кулаком и на улицу глазами показывает.

    Смотрю — идут двое каких-то: один старичок вроде карлика, другой парнище здоровенный, прямо чемпион тяжелого веса.

    — Знаешь — кто? — шепчет Венька.

    Чудак тоже: откуда же я могу знать, когда я тут у них на Урале без году неделя?

    — Это, — говорит, — медвежий старик Инотар и внучок его Пашка Малыш, которого старик два года носил по горам и лесам у себя на закорках.

    Я как прысну! Эдакий парнище у старичка на закорках! Прямо Руслан и Черномор. Да у Черномора хоть борода была длиннущая, а этот вовсе лысый, ни бороды, ни волос.

    — Что тут такого? — рассердился Венька. — Грегочет, сам не знает чего!

    — А ты, — говорю, — рассказывай толком. Опять с конца начинаешь?

    — И вовсе не с конца. Конца тут и нет. А тебе с «жили-были», что ли, начинать? Или как ино?[29]

    — Конечно. Если сказка, так и начинай: «Жили-были дед да парень…»

    — А если правда?

    — Тогда начинай так: «Это случилось тогда-то и там-то…»

    Старичок с парнем давно скрылись за углом, и я видел: Веньку так и подмывает рассказать про них. Он поерзал, поерзал — и не утерпел.

    — Ладно, — говорит, — пусть по-твоему.

    Подумал немножко и начал так:

    — Это случилось, наверно, лет пятнадцать назад в нашем районе. Жил да был в одном селе…

    — Стой, Овечкин! Что ж у тебя сразу два начала: и «это случилось…» и «жил да был…» Мы же уговорились, что если быль, то…

    — Быль и есть, — перебил меня Венька. — Самая взаправдашняя быль, кого хочешь спроси. А «жил да был» — это про медвежьего старика Инотара. Про него как ино? Про него иначе не скажешь, потому он такой уж старик… вроде сказочный, сам увидишь. И вообще, — слушай и не перебивай.

    — Жил да был, значит, медвежий старик Инотар. Медвежатник. Он тогда уж сам забыл, сколько зверей уложил на своем веку. В каких только переплетах не был! Много раз у него ружье осекалось, два раза под медведем был, ножом медведю брюхо порол. Всё ему с рук сходило. Пока, наконец, не налетел на шатуна.

    Это — знаешь? — такой медведь, которого с берлоги подняли, а убить не убили. Он и шатается всю зиму по лесу злющий-презлющий. Еще бы: ведь вся его еда — коренья там разные, дудки, муравейники — всё под глубоким снегом. И приходится ему зайцев, косуль, лосей промышлять. Такой и на человека напасть не постесняется: он с голодухи вовсе бесстрашный.

    Вот раз поехал дед Инотар на дровнях в урман[30] за дровами. Собак, конечно, с собой не взял: не на охоту ведь. Да и встретился с шатуном.

    Ружье, конечно, при себе было. Стрелил дед по шатуну, да плохо: ушел зверь.

    Дед тою же минутой с дровней долой, лошадь к дереву прикрутил — и за ним по следу.

    Идет дед по медвежьему следу, близкой беды над собой не чует. Шатун в рыхлом снегу канаву до самой земли пропахал, ее деду далеко меж древесных стволов видать. Идет дед, зорко вперед глядит.

    А шатун на него как рванет сбоку!..

    Он — шатун-то — что придумал: бежал, бежал, да и дал петлю. Петлю дал, назад к своему следу вышел сбоку-то, да и залег тут под кокорину[31] в засаду. Вот и рванул отсюдова на деда.

    Дед Инотар и ружья к плечу поднять не успел.

    Шатун как даст по ружью лапой, — ружье в щепки!

    Обезоружил деда — да рраз ему лапой по уху! Рраз по другому!

    Свалил в снег — да как закричит:

    — Будешь, старый сыч, нашего брата бить!..

    — Стой, стой, стой! — закричал я Овечкину. Он в такой раж вошел, что соскочил с крыльца и уж стал на мне показывать, как медведь деда в ухо да в другое… — Это кто у тебя, это медведь-то говорит?..

    — Тьфу ты!.. — опомнился Венька. — Верно ведь…

    — Вот, — говорю, — Овечкин, видишь, что твое сказочное начало делает: «жил да был»… Уж и медведь у тебя на человеческом языке заговорил.

    — А ты не придирайся! Не хочешь слушать, так…

    Но мне уж самому не терпелось узнать, что там дальше будет с дедом?

    — Да ладно уж… Ну?

    — Ну, — продолжал Венька, — дед, конечно, за нож: не впервой ему зверю-то брюхо пороть.

    А шатун, не будь дурак, через деда махом — да в лес деру!

    Поднялся дед Инотар, отряхнул с себя снег, кругом себя поглядел — и ничего понять не может: что такое с урманом сотворилось? То в нем ветер бушевал, деревья скрипели, лошадь тонким голосом ржала от страха, а то вдруг мертвая тишина стала, всё кругом молчит, как заговоренное. Будто то место, где на него шатун напал, будто и не то…

    Не сразу дед Инотар в толк взял, что это с ним приключилось неладное, а не с лесом. Сгоряча-то и не почувствовал, какая в ушах боль. Кое-как доплелся по снегу до лошади, отвязал ее. Повалился в дровни, — лошадь до дому сама довезла.

    Больше месяца в кровати провалялся: шатун ему, оказывается, в ушах обе эти… как их?.. перепонные барабанки… то есть эти… барабанные перепонки вышиб. И потрясение мозгов сделал.

    Встал всё-таки дед, поправился.

    А дед как обозлится! Головой затряс, кулак кому-то в окошко кажет.

    Оказывается, это он на медведя. Дескать, я ему еще покажу!

    Достал припрятанные на черный день деньги, сунул их сыну и объясняет: поезжай, мол, в район, там ижевскую двустволку мне купишь.

    Сын отца не ослушался, — как ино? Привез ему ружье.

    Целый день пропадал. К ночи вернулся мрачнее тучи.

    Еще бы не расстроиться: лайки по лесу широко ходят, за ними не угоняешься. Найдут где зверя, — голос дадут. Лают, лают, а всё без толку: старик глух, как печь. Так зря и пробродил по лесу с утра до ночи. Недаром же говорят у нас: «В лесу первое дело — уши. Глаза потом».

    Залез дед Инотар на печь. Три дня, три ночи молчал.

    На четвертый день слез, крошни свои достал: плетеную котомку на плечах за спиной носить, вроде твоего рюкзака. Пашку-внучка велел в избу позвать.

    Дед для прочности крошни в мешок опустил, еще ремнями перевязал. Велел Пашке в нутро залезть. На спину себе крошни взгромоздил, ружье в руку, собак свистнул — и айда в лес.

    Пашке перед тем отец объяснил, что дед задумал и как ему — Пашке — вести себя в лесу.

    Собаки давно за деревьями скрылись: зверя разыскивать побежали. Шагает дед Инотар по урману, никуда не торопится. Пашка-малыш в крошнях у деда на закорках едет, голову из мешка высунул, носом вертит, по сторонам любопытствует.

    Ходил, ходил дед по урману, по горкам, — притомился.

    «Медведь и девочка»? Как Маша батюшке и матушке гостинчик послала с медведем? Медведь навалил корзину себе на плечи и пошел лесом. Шел-шел, устал и говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок!»

    А Маша ему из корзины:

    «Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок!»

    Так и дед Инотар: шел-шел по лесу, устал — и сел на пенек.

    Только сел отдохнуть, а тут лайки с правой стороны где-то на зверя напали, голос дают.

    «Слышу, слышу! Не сиди на пеньке: собачки лают вдалеке!»

    Дед, конечно, и Пашку не слышит, сидит себе на пеньке, отдыхает. А лайки визжат, ярятся!

    Тут Пашка-малыш ручонку из крошней выпростал да цоп деда за ухо! Дед вскочил.

    И вот спешит туда, где собаки лают; Пашка дедом из-за спины, как лошадкой, управляет. Лай справа, — Пашка за правое ухо тянет. Слева лай, — Пашка за левое ухо.

    [32] лайки зверя осадили. Одна у него перед носом вертится, другие две за задние ноги, за гачи[33], как за штаны, его хватают, рвут зубами, шагу вперед ступить не дают.

    А медведище здоровенный, страшилище, — похоже тот самый шатун, что на деда зимой напал.

    Пашка-малыш струсил — да нырк назад в крошни! Притаился там, как мышонок в норке.

    — и подставь свою грудь деду под выстрел.

    Один только раз стрёлил дед из своей двустволки, — зверь и рухнул: прямо в сердце ему дед пулю влепил!

    Тут уж дед по всему своему праву на пень сел, крошни с плеч спустил, Пашку на землю высадил.

    Пашка увидал битого медведя и как его собаки треплют, — в голос заревел и к деду назад. Маленький ведь был, напугался, думал, живой зверь. Впервой на охоте-то, без привычки еще.

    А потом, как попривык, — ему хоть бы что стало! Приправит деда к зверю — и в крошни не нырнет: глядит из-за дедова плеча, как тот с медведем управится.

    — как вырос, замечательным охотником стал. Теперь лучшим в районе медвежатником у нас считается. Чуть не каждый год премируют его. Как ино?

    Овечкин замолчал.

    — Всё? — спросил я.

    — Ясно — всё. Еще чего?

    — Рассказ ничего себе, интересный, — говорю я. — Запиши: я его в наш школьный журнал возьму. Только конца у него нет. Конец надо придумать. Вот, например, такой: «Так знаменитый медвежатник дед Инотар подготовил себе блестящую смену в лице чемпиона тяжелого веса великана Пашки Малыша, а сам ушел на покой и больше на медведей не ходит».

    — Да ты что, в своем уме? — набросился на меня Овечкин. — Сочиняльщик нашелся! «Дед Инотар ушел на покой»!.. Да он и сейчас на охоту ходит.

    — Так ведь Пашка-то вон какой вымахал! Скажешь, дед его всё еще в мешке за спиной таскает?

    — Вот глупости! Дед Инотар говорит: «То были у меня ушки в мешке, говорит, а теперь стали у меня уши на веревочке».

    — Это как же — «на веревочке»?

    — Очень просто: приучил дед дворняжку. Она у него на веревочке ходит к поясу привязана. В какой стороне зверовые лайки голос дадут в лесу, она туда деда и тянет. Всего и дела! Ясно?

    … Но какой же это конец? Значит, дед Инотар по-прежнему медведей бьет? Без конца, что ли, их будет бить?

    Или подождать, когда дед Инотар помрет? Тогда про него напечатать в моем журнале рассказ?

    Я ведь главредактор школьного журнала да еще и критический отдел веду.

    Не могу же я напечатать художественный рассказ без надлежащей концовки!

    1950 г.

    — как иначе?

    (30) Урман — лес на Урале, тайга.

    (31) Кокорина, кокора — корни с землей вывернутого бурей дерева.

    (32) Елань — поляна.

    (33) Гачи — косматая шерсть на задних ногах медведя.