• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • Сказки-несказки.
    Мастера без топора

    Мастера без топора

    Бианки В. В. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1: Рассказы и сказки/ Вступ. ст. Гроденского Г.; Коммент. Бианки Е.; Рис. Чарушина Е. - Л: Дет. лит., 1972. - 399с.: ил., портр. – Рассказы и сказки.

    Загадали мне загадку: «Без рук, без топорёнка построена избёнка». Что такое?

    Оказывается, – птичье гнездо.

    Поглядел я – верно! Вот сорочье гнездо, как из брёвен, всё из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломкой устлан; посередине вход; крыша из веток. Чем не избёнка? А топора Сорока никогда и в лапках не держала.

    Крепко тут пожалел я птицу: трудно, ох как трудно, поди, им, горемычным, свои жилища без рук, без топорёнка строить! Стал я думать: как тут быть, как их горю пособить?

    Рук им не приделаешь.

    А вот топор… Топорёнок для них достать можно.

    Достал я топорёнок, побежал в сад.

    Глядь – Козодой-Полуночник на земле между кочек сидит. Я к нему:

    – Козодой, Козодой, трудно тебе гнёзда вить без рук, без топорёнка?

    – А я и не вью гнёзда! – говорит Козодой. – Глянь, где яйца высиживаю.

    Вспорхнул Козодой, – а под ним ямка между кочек. А в ямке два красивых мраморных яичка лежат.

    «Ну, – думаю про себя, – этому ни рук, ни топорёнка не надо. Сумел и без них устроиться».

    Побежал дальше.

    Выбежал на речку. Глядь – там по веткам, по кусточкам Ремез-Синичка скачет, тоненьким своим носиком с ивы пух собирает.

    – На что тебе пух, Ремез? – спрашиваю.

    – Гнездо из него делаю, – говорит. – Гнездо у меня пуховое, мягкое, – что твоя варежка.

    «Ну, – думаю про себя, – этому топорёнок тоже ни к чему – пух собирать…»

    Побежал дальше.

    – над коньком Ласточка-Касаточка хлопочет – гнёздышко лепит. Носиком глинку приминает, носиком её на речке колупает, носиком носит.

    «Ну, – думаю, – и тут мой топорёнок ни при чём. И показывать его не стоит».

    Побежал дальше.

    Прибежал в рощу. Глядь – там на ёлке Певчего Дрозда гнездо. Загляденье, что за гнёздышко! Снаружи всё зелёным мхом украшено, внутри – как чашечка гладкое.

    – Ты как такое себе гнёздышко смастерил? – спрашиваю. – Чем его внутри так хорошо отделал?

    – Лапками да носом мастерил, – отвечает Певчий Дрозд. – Внутри всё цементом обмазал – из древесной трухи со слюнкой со своей.

    «Ну, – думаю, – опять я не туда попал. Надо таких искать птиц, что плотничают».

    И слышу: «Тук-тук-тук-тук! Тук-тук-тук-тук!» – из лесу.

    Я туда. А там Дятел.

    – детей выводить.

    Я к нему:

    – Дятел, Дятел, стой носом тукать! Давно, поди, голова разболелась. Гляди, какой я тебе инструмент принёс: настоящий топорёнок!

    Поглядел Дятел на топорёнок и говорит:

    – Спасибо, только мне твой инструмент ни к чему. Мне и так плотничать ладно: лапками держусь, на хвост обопрусь, пополам согнусь, головой размахнусь – носом ка-ак стукну! Только щепки летят да труха!

    Тут увидел я гнездо Орла. Большущая куча толстых сучьев на самой высокой сосне в лесу.

    «Вот, – думаю, – кому топор-то нужен: сучья рубить!»

    Подбежал к той сосне, кричу:

    – Орёл, Орёл! А я тебе топорёнок принёс!

    – Вот спасибо, парнишка! Кинь свой топорёнок в кучу. Я сучков на него ещё навалю – прочная будет постройка, доброе гнездо.

    МАСТЕРА БЕЗ ТОПОРА. В № 4 журнала «Мурзилка» за 1945 год напечатаны были «Мастера без топора». В марте 1947 года — вышли отдельной книжечкой с рисунками А. Порет. В 1950 году рассказ был сильно переработам автором, так здесь и печатается.

    Разделы сайта: