• Приглашаем посетить наш сайт
    Жуковский (zhukovskiy.lit-info.ru)
  • Сказки-несказки.
    Кто чем поёт?

    Кто чем поёт?

    Бианки В. В. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1: Рассказы и сказки/ Вступ. ст. Гроденского Г.; Коммент. Бианки Е.; Рис. Чарушина Е. - Л: Дет. лит., 1972. - 399с.: ил., портр. – Рассказы и сказки.

    Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

    Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

    Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.

    Вот послушай, чем и как поют безголосые.

    Лягушки на озере начали ещё с ночи.

    Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли…

    – Ква-а-а-а-а!.. – одним духом пошёл из них воздух.

    Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался!

    – Целый хор! Будет мне чем поживиться!

    И полетел на озеро завтракать.

    Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».

    Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, – то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.

    А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

    «Безголосая я цапля! Да ведь и Аист – не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».

    И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!»

    Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул:

    – Прумб-бу-бу-бумм!.. – словно бык проревел.

    «Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент-то и у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»

    Задом упёрся, передом откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку!

    Точь-в-точь – барабанная дробь.

    Вылез из-под коры Жук с предлинными усами.

    Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея, – тоненький-тоненький писк послышался.

    – зато сам своей песней доволен.

    А внизу под деревом из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.

    Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.

    Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве.

    Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях – зазубринки, а на лапках зацепочки.

    – стрекочет.

    Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

    «Эх, – думает Долгоносый Бекас под кочкой, – надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была, – полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!»

    Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с бока на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветром перебирает.

    И слышно с земли, будто в вышине барашек запел, заблеял.

    Отгадай, чем он поёт?

    Хвостом!

    Примечания Е. В. Бианки.

    — ЧЬИ ЭТО НОГИ? — КТО ЧЕМ ПОЁТ? Эти три небольшие сказки написаны В. Бианки почти одновременно — в апреле 1923 года в Саблине, вскоре по возвращении в Ленинград с Алтая. Они же были первыми произведениями писателя, вышедшими отдельными книжками в 1923–1924 годах (изд-во «Радуга», Л.), с рисунками П. Бучкина.